Дзен (дзэн, чань) – японское название одной из школ буддизма махаяны, в основном сформировавшейся в средневековом Китае. В Китае эта школа имеет название Чань. Зародился Дзен в Индии благодаря деятельности монаха Бодхидхармы
Основа концепции дзен – положение о невозможности выразить истину человеческим языком и образами, о бессмысленности слов, действий и интелелктуальных усилий в достижении просветления. Согласно дзен, состояние просветления может быть достигнуто внезапно, самопроизвольно, исключительно путем внутреннего переживания. Для достижения состояния подобного переживания дзен использует практически весь спектр традиционных буддийских методик. На достижение просветления могут оказывать влияние и внешние раздражители – например, резкий крик, удар и т.д.
Широкое развитие в дзен получили так называемые коаны – «трудные вопросы», на которые необходимо было давать не логические, а спонтанные ответы, которые должны следовать не из мыслей отвечающего, а из его внутреннего самоощущения.
В области обрядности и догматики дзен дошел до крайней точки буддистского отрицания авторитетов, нравственности, добра и зла, правильного и неправильного, положительного и отрицательного.
Практика Дзен появилась в Японии еще в VII веке н.э., но распространение дзен как самостоятельного направления японского буддизма начинается в конце XII века. Первым проповедником дзен считается Эйсай – буддийский монах, который после пребывания в Китае основал в Японии школу Риндзай. В первой половине XIII века проповедник Догэн, также обучившийся в Китае, основал школу Сото. Обе школы сохранились до нашего времени. В средневековье в Японии была распространена поговорка: «Риндзай для самураев, Сото – для простолюдинов».
Наивысшего расцвета Дзен достиг в период Муромати, с XIV по XVI века, когда дзенские монастыри превратились в центры религиозной, политической и культурной жизни. Приобретя некоторые черты японской культуры, дзен определил в частности воинское искусство как путь к совершенству, аналогичный медитации.
В XX веке дзен получил известность в странах Европы, особенно благодаря деятельности Д.Т.Судзуки?, принадлежащего школе Риндзай. Дзен-буддизм оказал сильнейшее воздействие на европейцев, прежде всего возможностью «мгновенного» достижения просветления и отсутствием продолжительных практик, направленных на самосовершенствование. Во многом концепции дзен были восприняты в Европе как концепции, относящиеся ко всему буддизму, что не могло не сформировать превратное впечатление о буддизме в целом. Вседозволенность и устремленность «внутрь» дзен-буддизма, интерпретированные европейским мировоззрением, легли в основу движения хиппи.
Дзен — школа японского буддизма, получившая широкое распространение в ХII–ХIII вв. В дзэн-буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем (1141–1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200–1253).
Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутреннее просветление».
Особенно широкое распространение дзэн получил в ХIV–ХV вв. среди самураев, когда его идеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов. Дзэн нашел отражение в национальных традициях, оказал глубокое влияние на литературу и искусство. На основе дзэн культивируется Чайная Церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств.
Влияние мировоззрения дзэн и сегодня распространяется на значительную часть японцев. Приверженцы дзэн утверждают, что сущность дзэн можно только почувствовать, ощутить, пережить, ее нельзя понять разумом.
Дзэн вырос из буддизма и даосизма и в течение веков оставался единственной в своём роде формой буддизма. Дзэн не утверждает, что достичь его постижения могут только люди, выросшие и воспитанные в буддийском духе. Когда Мейстер Экхарт утверждает: «Око, которым я зрю Бога, – то же око, которым Бог зрит меня», – последователь дзэн кивает головой в знак согласия. Дзэн охотно принимает всё истинное в любой религии, признаёт последователей всех верований, достигших полного постижения; однако ему известно, что личность, религиозное воспитание, которой основывалось на дуализме, несмотря на большую серьёзность своих намерений, долго будет испытывать ненужные трудности, прежде чем достигнет просветления. Дзэн отметает прочь всё, что не имеет прямого отношения к реальности, какими бы самоочевидными ни казались такие истины; и он не станет относиться сочувственно ни к чему, кроме личного переживания индивида.