А сейчас обратимся к технике Антара-тратаки. Это упражнение в созерцании является развитием и продолжением обычной тратаки, известное как упражнение со свечой, или созерцание пламени свечи.
“Антара” значит -внутренняя. С помощью обычной тратаки -укрепляется зрение, взгляд привыкает к фиксации, а ум к первоначальной стадии успокоения. Антара тратака -процесс, который осуществляется в сознании. Это работа с внутренним светом. Практиковать антару-тратаку следует только после достаточно долгих занятий тратакой обычной.
Это разновидность медитации, -Антара тратака, -может занимать от 20 мин. до получаса.
В сущности данная медитативная техника позволяет постепенно развить состояние пратьяхары с постепенным переходом в дхарану и дхиану путем сосредоточения на внутреннем объекте.
Необходимо сказать, что изложенная далее техника не принесет достаточно пользы практикующему, если он не умеет силой воображения создавать достаточно устойчивые образы и наблюдать их. Если такое умение отсутствует, то для начала желательно прибегать к сосредоточению на внешнем физическом объекте.
То есть овладеть, допустим обычной тратакой. Техника обычной тратаки заключается в следующем: в любой медитационной позе созерцается любой предмет, желательно пламени свечи, как мягкий, приятный и не слишком яркий свет. Сознание не должно «уходить» от пламени как минимум полчаса. В начале практики удержать сознание даже на 5 мин будет очень тяжело, но со временем вы научитесь удерживать образ довольно длительное время. Не спешите, все приходит со временем.
Условия, при выполнеия которых можно приступить к практике антара-тратаки будут следующими:
1.Способность создавать внутренний образ;
2.Способность удерживать его по собственному желанию достаточно долгое время;
3.Наличие свободного времени, которое может быть посвящено тратаке.
Если практикующий способен создавать образы в воображении, но они неустойчивы, неясны, расплывчаты, то следствием попытки выполнения антара-тратаки будет либо засыпание, либо вовлечение в обычную, неконтролируемую игру мыслей (как бывает, в завершающем расслаблении, когда мысли пущены на “самотек”). Если попытки в антара-тратаке будут завершаться именно этим, значит ваша практика останется напрасной потерей времени.
Если взять внешнюю, обычную тратаку, то после достаточно длительной практики в фиксации внимания приобретается способность удерживать внутренним зрением или видением некоторое время образ созерцаемого объекта, образ этот называется послеобразом.
В случае антара-тратаки образ целиком создается и удерживается только и исключительно силой воображения, по памяти.
Это несколько труднее, чем в простой внешней, или комбинированной внешне-внутренней тратаке.
Через стадию внешне-внутреннего созерцания мы непременно проходим, в любом случае, оно является как бы промежуточным этапом, когда сознание отрывается от реального объекта и дальше уже имеет дело с его воспроизводимой в воображении калькой.
Внешне-внутренний тратак.
Выбираем любой предмет. Лучше всего пламя свечи. Внимание! «Впиваемся» в него, освещаем… Спокойный вдох… Спокойно выдыхаем и на выдохе закрываем глаза – «стираем» образ. На вдохе снова открываем глаза – и снова «впиваемся». Так до 20, максимум 50 раз. Потом наоборот: созерцание на выдохе, стирание на вдохе. Можно взять и другой ритм, например, на 5 внутренних счетов глаза открыты – «впиваемся». На два следующих – глаза закрываются «стираем»… Можно совмещать счет с дыханием. Ритмическое сосредоточение дается намного легче тратак.
Непрерывно (тратак) или ритмически, созерцаем любой предмет в течении 3-4 (или больше минут). Затем на 3-4 минуты закроем глаза. Постараемся вызвать образ пламени свечи во всех деталях… Открыв глаза сличим мысленное «фото» с реальностью. До 5-10 раз в каждом упражнении.
Задача – добиться отчетливого внутреннего видения. Образ будет поначалу скорее всего походить на размытый силуэт в глубоких сумерках…
Подготовка к выполнению антара-тратаки.
Выбор образа. Самым простым решением будет избрать для созерцания образ объекта, хорошо вам знакомого. Если наработка в обычной внешней тратаке достаточно серьезна, то в воображении легче всего будет визуализировать пламя свечи.
Допустим, практикующий достаточно удобным считает для себя обращение к символу АУМ (пранаву), -то этот символ также с удобством может быть избран образом для внутреннего созерцания. Основным требованием при визуализации является отсутствие всякого волевого усилия, напряжения мысли или глаз при создании воображением устойчивого внутреннего образа. Разумеется, определенный “тонус” внимания и воображения неизбежно будет иметь место, но он должен быть по возможности минимален. Если же вы пытаетесь визуализировать, покрываясь цыганским потом от напряжения, то ясно, что это не дело и вообще не йога.
Фиксация середины межбровья (точки бхрумадхья).
В течении всей практики антара-тратаки внутренний образ следует наблюдать или представлять расположенным между бровями. Это достигается легче, когда практику антара-тратаки сопровождает тактильное ощущение на поверхности кожи межбровий. Если не удается свободно фиксировать внимание в области между бровями, то перед началом практики можно, допустим, чуть смочить слюной палец и коснуться им кожи в точке бхрумадхья.
- Почему не водой? -спросите вы. Вода быстро высыхает, а нам нужно иметь стягивающее ощущение в коже, которое дает высохшая слюна. Впрочем в центре межбровья можно поместить также на поверхность кожи капельку камфары, ментола или бальзама.
Конечно, это могут быть и какие-то другие вещества, не вызывающие излишнего раздражения, жжения или чрезмерного разогрева.
В основном, нам нужно ощущение в коже, -больше ничего, -которое является фактором подкрепления фиксации внимания в точке бхрумадхья, и нигде больше. Отлично подойдет также для практики антара-тратаки умение вызывать и удерживать тепло в коже переносицы и межбровья. Как бы то ни было, в точке визуализации необходимо иметь четкое, ясное, хорошо локализованное ощущение, которое должно быть сохранено на всем протяжении антара-тратаки.
Техника выполнения антара-тратаки следующая. Для удобства и простоты изложения в качестве внутреннего образа мы выбираем образ устойчивого и неподвижного пламени свечи. Тогда технику можно представить себе как последовательность из четырех этапов, причем не желательно упускать ни один из них.
К каждому последующему этапу следует переходить не раньше, чем будет достигнуто совершенство в предыдущем. Торопливость может удовлетворить любопытство, но не приведет вас к опыту интраверсии и объективного самопознания.
Первый этап -подготовка. Принять удобную сидячую позу, закрыть глаза, которые должны оставаться в таком положении в течении всего времени практики. Тело должно быть неподвижным и ненапряженным все время практики, спина прямая. Общие внимание на теле в целом, на его релаксации и неподвижности. Необходимо, как бы “превратить” тело в неподвижное продолжение того, на чем вы сидите. Несколько минут восприятия должно быть сосредоточено на теле в целом, оно должно сделаться однородным, т.е не сконцентрированном больше на какой-то части тела в ущерб другим его частям, областям и зонам.
Затем внимание должно быть “снято” с тела и “стянуто” в центр межбровья. Сосредотачивать внимание в этой точке следует постепенно, избегая возникновения каких-либо напряжений в волевой части спектра сознания. Луч внимания следует сфокусировать на поверхности кожи в точке бхрумадхья. Следует отбросить или забыть всякие мысли и размышления о чем-либо, кроме центра межбровья, думать следует только о нем, чувствовать только его.
Эту настройку продолжать несколько минут, до тех пор пока средина межбровья не будет четко ощутима.
Второй этап -внутренняя визуализация. Используя возможности воображения (и наработки во внешней тратаке) возможно следует более полно представить в себе в средине межбровья образ неподвижного или чуть колеблющегося, пламени свечи.
Вначале это может быть трудным. Если образ первоначально не ясен, видоизменяется, не удерживается в необходимой точке -это нормальный ход событий. Следует повторять попытки визуализации еще и еще. Это продолжать столько дней, недель или месяцев, пока созерцаемый образ не станет легко вызываемым в воображении, устойчивым и четким.
И только тогда можно перейти к третьему этапу.
Продолжая непрерывно фиксировать образ внутренним взором к этому процессу следует постепенно прибавить одновременное осознание процесса дыхания. То есть внимание должно как бы раздвоится. Если вам знакома кхечари-мудра при выполнении Уджайи пранаямы (точнее говоря -дыхание Уджайи без задержек), то вы можете выполнять по сути дела дыхание Уджайи с одновременным внутренним созерцанием в бхрумадхье пламени свечи.
При вдохе (сохраняя визуализацию) следует представить себе кроме того, или ощутить, или представить ощущение, что при вдохе воздух входит не через ноздри, но через точку, в которой вы созерцаете пламя, сквозь само это пламя ( не затрагивая его) и двигается внутри головы к затылку. Если выполняется Уджайи дыхание, то следует при этом воспроизвести и звук, сопровождающий данный тип дыхания.
Во время выдоха следует постараться ощутить, что воздух выдыхается снова через точку бхрумадхья.
Ну и наконец вы должны “увидеть”, как созерцаемый образ пламени со вдохом удаляется из межбровья вглубь головы, с выдохом возвращается на место, иногда при этом как бы даже “выходя” из лба немного вперед. Звук Уджайи при этом должен быть сохранен.
Следующей стадией освоения антара-тратаки будет полное соединение движения созерцаемого образа с “движением” вдыхаемого и выдыхаемого (“через межбровье”) воздуха при каждом вдохе и выдохе. С течением времени эта практика будет освоена и сделается легкой в исполнении, практически естественной.
Существует мастерство в наработке состояния (это достаточно длительный и трудный процесс), и удержании уже достигнутого состояния (в воспроизведении его); что во много раз легче.
На данном этапе освоения “движения” образа, связанное с дыханием, должно быть удерживаемо в течении не менее чем десяти минут непрерывно.
Четвертый этап -изучение созерцаемого образа.
Если в предыдущей фазе освоения мы сосредоточились на “увязке” образа с движением тока и дыхания, то здесь эту фазу следует прекратить. Т.е. Уджайи дыхание вместе с Кхечари мудрой следует вывести из сферы контроля внимания.
Теперь попробуем более внимательно “приглядется” к пламени свечи или иному созерцаемому образу, разглядеть его попристальней. Рассмотрим цвет образа, его форму.
Зададимся вопросом: какое именно пламя какой свечи мы пытаемся себе представить? Может быть в этом образе можно увидеть нечто такое, чего мы не знаем?
Вот снизу вверх в пламени проступил темный фитиль свечи. “Приглядевшись” мы почувствовали объем пламени, глубину этой плазменной “капли”. Как при обычной тратаке вокруг пламени свечи начинает возникать световое облако, которое начинает словно бы заполнять все наше сознание. Как это происходит? Попытаемся внимательно наблюдать этот процесс.
Спросим при этом себя:
- Какова природа этого пламени? Этого светового облака, похожего на северное сияние?
Какая сущность скрывается за тем, что мы видим?
Иными словами, мы должны как бы вопросами спровоцировать ответы, какие-то изменения наблюдаемого нами. И так до конца практики.
Ответы на свои вопросы у каждого из нас будут разными. Но это тема уже совсем другого разговора.
И в завершении описании антара-тратаки хотелось бы обсудить наиболее трудную начальную часть этой практики, -создание образа.
Визуализация внутреннего образа и удержание его в центре межбровья трудна и сама по себе, и в связи с тем, что образ этот должен быть удерживаем в течении достаточно длительного времени. Чтобы облегчить решение этой начальной задачи можно поступить так. Закрыть глаза. Представим не только саму свечу, но также столик или подставку, на которой она расположена. Представим теперь самих себя, сидящими перед столиком с горящей свечой и всматривающимися в нее. Когда вся эта картина станет в сознании четкой, начинаем сужать поле внимания, как бы “наплывая”, -подобно эффекту телеобъектива, -на пламя свечи, которое при этом “растет” в сознании, а все остальное ширится и “уходит” за кадр. Продолжаем это до тех пор, пока в “поле зрения” останется только пламя свечи либо что-то иное, выбранное нами предметом внутреннего созерцания.
Если вы достаточно легко можете создать образ для созерцания, то в описанной выше процедуре просто нет надобности.
Длительность антара-тратаки за один раз должна быть не менее 30 минут и не более 40-45 минут.